группа / Канада / блюз

Арсен Шомахов

Арсен Шомахово себео группемузыкафотофорум

Алексей Щеголев о Арсен Шомахов : "На самом деле, я большой лентяй" - интервью

В Москве отыграл серию концертов блюзовый гитарист из Канады Арсен Шомахов

Это не первое мое интервью с гитаристом из Нальчика Арсеном Шомаховым. Вернее - теперь из Канады. И это не первое его выступление в России после эмиграции. Одно остается постоянным: он русский за границей и... иностранец в России.

Договариваемся об интервью на полвосьмого вечера в столичном клубе "Би Би Кинг". Прихожу раньше - в 19, в заведении никого. Набрасываю в блокноте вопросы. Мимо с гитарой невозмутимо проходит Арсен.

- Арсен, ты почему так рано?

- Привет! Да привык готовиться заранее, группа попозже подъедет.

- Ты, вижу, с новой гитарой?

- Да. Хочешь, покажу?

- Класс, а почему такая легкая?

- Ну, с виду вроде обычный "Fender Stratocaster", а на самом деле копия "Fender Stratocaster '62 "Сustom shop". На заказ делал... Действительно легкая, звонкая.

- Круто, сядем-поговорим?

- Конечно.

Садимся за стол, включаю диктофон. Арсен выглядит уставшим после перелета.

- Настроение есть?

- Ну...нормальное настроение. Вчера было хуже. Из-за перелета я был никакой. Не понимал, где день, где ночь. Еще утром была видеосъемка... Первый концерт прошел нормально. Но я конечно чувствовал усталость...Так, кто тут до нас сидел (изучает клубные таблички на столе): "Deep Purple", "ZZ Top", "Gipsy Kings"... Неплохо.

- Арсен, а почему так плотно играешь в этот раз? Вчера концерт, сегодня - два, завтра еще один...

- Время ограничено, а в Москве новый блюзовый клуб открылся. Вернее, заново открылся - "Дом у дороги", надо и там сыграть...

- То есть, сейчас отыграешь и поедешь на вторую площадку?

- Да. Вроде близко. Одна проблема - контрабас, из-за него все сложности, большой и тяжелый.

- Контрабас - это принципиально?

- Да, искал басиста, чтобы играл и на бас-гитаре и на контрабасе.

- Кто сейчас играет с тобой?

- Басист - Брюс О'Нил. Барабанщик - Чип Харт. С Брюсом мы работаем лет шесть. С Чипом - года четыре.

- А это дорого - везти забугорную команду в Москву?

- Дорого. Но им захотелось увидеть другую страну. Тем более, у барабанщика в России нашлись родственники, с которыми захотелось встретиться. Ну и басист очень хотел в России побывать.

- Дорогой перелет?

- He дешевый...

- В прошлый раз ты прилетал в Россию с семьей. Возил их в Нальчик. Сейчас так же?

- Да, такая же схема. У сына каникулы сейчас, весенние. Вот и решили выбраться.

- Он же барабанщик, насколько я помню? Играет блюз?

- Играл. Был период, когда он перестал заниматься барабанами. Потом снова начал, но, правда, сейчас он играет другую музыку: метал, панк-метал.

- Ого. А вот эти твои концерты в Москве - это чисто столичная история? По России не поедете?

- Да, только Москва. Посмотрим, возможно сделаем концерт в Нальчике, но не по России. Мои ребята уезжают раньше, а я - в Нальчик. Потом назад, в Ванкувер.

- В Канаде в семье по-русски говорите?

- Да, по-русски, а сын все больше по-английски.

- Скажи честно - скучно жить в Канаде?

- Нет! Ванкувер - замечательный город. Очень красивый, особенно природа - океан, горы. Я себя здесь чувствую очень комфортно.

- Политика есть на местном ТВ, как сейчас на российских телеканалах?

- Все то же самое, что у вас! Но я всю политику выключаю - все эти дебаты...

- В чем различие публики в музыкальных клубах там и здесь?

- Там блюзовая музыка более понятна и знакома, особенно людям среднего и старшего возраста, и им привычно под нее танцевать. Здесь, мне кажется, такая музыка больше на любителя. Чаще сидят и слушают. На самом деле, мне интересно и то, и другое.

- А если едят?

- И хорошо, если едят. Не вижу проблемы.

- Тебя не раздражает?

- Раздражает, когда люди болтают перекрикивая музыку. Иногда смотришь записи звезд - например, Джеффа Бека - билет стоит не мало, а люди просто сидят и громко болтают. Думаешь, мне бы на ваше место...

- Фестивали. Как ты к ним относишься?

- Люблю. Но фестивали не происходят каждый день. Но, конечно, здорово, когда тебя на них зовут.

- Клубы. Вот пустой зал и...

- Играю. Даже в пустом клубе. Есть вещи, которые от меня не зависят: реклама - я ее не раскручиваю, афиши, зал... Но есть чисто моя работа.

- У тебя есть менеджер?

- Я занимаюсь всем сам. Есть агент, с которым время от времени работаю.

- У тебя 5 альбомов...

- Да, сейчас собираю материал для шестого.

- Ты так же смешиваешь серф, джамп-блюз, джаз?

- Так и есть. Еще рок, фанк и прочее.

- Тот же лэйбл - "Blues leaf"?

- Да.

- Что впереди?

- Трудно предугадать, как изменится моя музыка. Я об этом не задумываюсь. С возрастом меняются вкусы, и часто оказываешься под влиянием самых разных музыкантов. Моя музыка будет меняться, но в ней, как всегда, будет присутствовать грув, который заставлять людей двигаться, танцевать. Ведь блюз - танцевальная музыка.

- Сегодня это звучит странно...

- Да. Но когда-то это было так! Под блюз танцевали. Еще раз скажу - в Канаде на блюз сегодня ходят много людей среднего и старшего возраста, и они танцуют под блюз.

- Успехи?

- Уже несколько лет работаю со своим трио в одном клубе. У нас своя публика, сейчас регулярно приглашаем специальных гостей, известных в Ванкувере музыкантов. В прошлом году ездили в Мемфис, выступали на Mt. Baker Rhythm and Blues Festival, этим летом едем на престижный канадский Мount Tremblant International Blues Festival.

- Ты манипулируешь людьми со сцены? Есть какая-то концепция ведения концерта?

- Я не манипулирую публикой. Я просто следую за своим настроением. Если настроение хорошее, я полон сил, есть драйв, я в духе, то и выступление удается...

- То есть, бывают неудачные концерты?

- Бывают выступления менее энергетически насыщенные, приходится менять песни или их последовательность.

- То есть сет-лист редактируется в процессе?

- Да. Все зависит от настроения.

- Ты когда-то говорил, что нельзя играть много, чтобы не прогореть.

- Да я и сейчас скажу - нельзя. Теряешь свежесть. Чем меньше концертов я делаю, тем более они уникальные, что ли.

- Кухня музыканта - как рождается песня и так далее. Можешь об этом рассказать?

- А кухня вообще не интересна. Чем меньше люди знают о тебе, тем лучше. Это то же самое, что смотреть на картину и думать: а что там художник имел в виду? Как он думал, как жил? Важно - что сейчас именно вы чувствуете. Картина, музыка, кино - они вам сейчас нравятся или нет? Остальное не важно. Я, на самом деле, стал скептически относиться к избыточному интересу к внутреннему миру музыканта, к "кухне". Кому это важно? Люди часто наделяют произведения искусства тем, чего в нем нет. Надо просто наслаждаться, быть с этим искусством здесь и сейчас.

- То есть продукт важнее внутреннего мира автора?

- Конечно.

- Одно время ты увлекался Холмстромом (Rick Holmstrom - американский гитарист)...

- С возрастом увлечения меняются, детской восторженности кем-либо уже нет, и это естественно. В последнее время я, чаще слушаю джазовую музыку. Вот например Телониуса Монка (Thelonious Monk) переслушиваю постоянно...

- А почему пианиста?

- Не важен инструмент, важна музыка.

- А как же гитаристы?

- Изучать одних только гитаристов скучно: я часто слушаю "духовиков", пытаюсь имитировать рифы саксофона, трубы... На самом деле, я большой лентяй. Вечно откладываю все на завтра. Кажется, все сложнее находить время, чтобы, как раньше, часами сидеть с гитарой, заниматься, работать над новыми идеями, новым материалом... но, на самом деле, это всего лишь лень. Слава богу, есть главное - музыка. Она не отпускает тебя. Иногда бывает так - музыка уходит, вроде все в порядке без нее, но потом ты чувствуешь: эту дыру нельзя ничем закрыть. Музыка - это... это нечто очень хорошее! И я сейчас пытаюсь делать так, чтобы каждый день прожить просто хорошим человеком. Передать то, что происходит в голове и в сердце, через гитару и голос. Только одно это само по себе очень и очень неплохо.

Беседовал Алексей Щеголев.